Translate

среда, 17 декабря 2014 г.

ТГМ, часть 1…

Тем, кто как и я  является  «счастливым» обладателем старенького гольфа с двигателем ABU и моновпрыском, не понаслышке известно о том, что такое ТГМ. Или нет? Не поверю ;- )  Для тех, «кто в танке», ТГМ – это «температурный глюк моновпрыска».
Не поверите, термин рожден на просторах интернета, проблема для Monomotronic на самом деле очень распространенная. Заключается она в странном поведении двигателя при прогреве, причем проблема эта проявляется лишь при определенных условиях. А именно при прогреве холодного двигателя в пасмурную, влажную погоду и (или) при температуре наружного воздуха в районе от -5 до 5 градусов. Как только не бьются владельцы с этой проблемой: и спирт льют в бак, и меняют подушку моновпрыска, регулятор холостого хода, датчики температуры двигателя и всасываемого воздуха… И еще много чего. Но проблему решить удается немногим, и часто она возвращается снова. Как понять, что у вас именно ТГМ? Его сложно  с чем-то спутать. Холодная машина заводится вроде как обычно, с полпинка, какое-то время задорно тарахтит (отсилы пару-тройку минут)…а потом начинается расколбас двигателя, падение оборотов до 500-600, черный дым из глушителя… Двигатель работает натужно, и если не прогазовывать во время прогрева, глохнет.
И я, среди прочих, задался вопросом – в чем же причина такого поведения авто? Ведь при других погодных условиях, или при таких же, но с прогретым двигателем, ничего подобного не происходит, двигатель ведет себя как надо.  
Для начала я решил отследить процесс прогрева двигателя при помощи VAG-COM.  Записал лог, сохранил в csv-формате и на основании полученных данных построил график в Excel. Для того, чтобы график был более удобочитаемым, масштаб оси Y изменен для оборотов двигателя (для получения реального значения умножить на 100), температуры двигателя (умножить на 10), температуры входящего воздуха (умножить на 10). По оси X – время в секундах. О чем может рассказать график? 

Во-первых, рассмотрим сигналы с датчиков температуры двигателя (красного цвета) и входящего воздуха (голубого цвета). Видно, что нарастание температуры происходит плавно, без провалов и скачков. Можно сделать вывод, что датчики работают более-менее исправно. Конечно, сравнить их показания с эталонным термометром было бы правильнее. Но на тот момент у меня не было такой возможности. Во всяком случае, явных глюков на графике не видно, и хорошо.
Во-вторых, на графике четко видны провалы оборотов через 160 сек (2мин 40 сек), через 220 сек (3 мин 40 сек), через 340 сек (5 мин 40 сек) после старта двигателя. График оборотов показан зеленой линией. При первом провале обороты падают с 900 до 350 (!), при двух последующих до 650 об/мин. Всплеск оборотов до 1900 – это прогазовка педалью газа, чтобы двигатель не заглох. После прогазовок двигатель постепенно снижает обороты и в конце концов снова начинает «колбаситься». Так продолжается до тех пор, пока температура двигателя не достигнет 60 градусов. Далее, согласно заложенному в ЭБУ алгоритму, в действие вступает лямбда-регулирование состава топливо-воздушной смеси. Как можно видеть, до этого момента сигнал с лямбда-зонда ЭБУ игнорируется, коэффициент лямбда принимается всегда равным 1 (линия графика черного цвета). Как только ЭБУ начинает «верить» показаниям датчика кислорода, коэффициент лямбда на графике ступенчато принимает значение 0,5 (смотри ступеньку на линии черного цвета). Тут же ЭБУ корректирует (уменьшает в 2 раза) длительность впрыска топлива форсункой с 2,2 мс до 1,2 мс, поскольку значение коэффициента лямбда, равное 0,5, соответствует сильному переобогащению смеси. Этот переход в режим лямбда-регулирования  чувствуется сразу, без всяких графиков и VAG-COM – машина начинает работать уверенно и четко, выхлоп становится почти прозрачным. При прогреве без лямбда регулирования (то есть до достижения температуры охлаждающей жидкости значения в 60 градусов) налицо явный перелив топлива, о чем свидетельствует черный дым из глушителя, запах несгоревшего бензина и натужная работа двигателя.
Теперь надо решить задачку – почему, спрашивается, происходит перелив? Тут есть несколько вариантов ответа:
  1. Неправильно работает система подачи топлива
    1. Слишком высокое давление топлива в системе вследствие неисправности регулятора давления топлива
    2. Старая, «льющая» форсунка
  2. Неправильно работает система подачи воздуха
    1. Сильно засорен воздушный фильтр
    2. Намерзание инея или скопление конденсата на дроссельной заслонке, что приводит к уменьшению сечения впускного тракта, а следовательно, и количества поступающего в цилиндры воздуха. Лечится, как раз-таки, спиртом в бак. Забавно читать ветку про ТГМ на одном из известных форумов, о том, как автомобили превращаются в «алкоголиков», не желая нормально прогреваться без «допинга» в виде пары стаканов спирта )
    3. Некорректная работа системы подогрева воздуха на впуске (кстати, здесь можно посмотреть статью про ремонт и диагностику системы подогрева).
      1. Неисправна заслонка горячий/холодный в корпусе воздухофильтра
      2. Засорился/сломался терморегулятор
      3. Негерметична вакуумная система
  3. Неправильно работает система регулирования холостого хода
    1. неисправен регулятор положения (позиционер) дроссельной заслонки
    2. неверные данные от  датчика положения дроссельной заслонки (потенциометра) вследствие его износа
    3. неисправен выключатель холостого хода
  4. Неверные показания датчиков температуры двигателя или всасываемого воздуха вследствие их неисправности, отчего ЭБУ будет готовить «неправильную» для данных условий смесь.

Есть еще версия про то, что сильно изношенный двигатель просто не в состоянии переварить такое количество бензина, которое ему предлагает скушать ЭБУ, согласно записанным в него на заводе таблицам. А что, тоже вполне себе ничего версия, имеет право на существование. Не могли же немцы учесть, что их машины еще будут колесить по миру спустя 20 лет ;-). Хотя многие пишут, что ТГМ не исчезает даже после полной капиталки движка.
Как бы то ни было, решать проблему ТГМ нужно. Кто-то скажет – зачем? Ну погазуешь посидишь в машине пять минут, делов-то! 
А как же автозапуск? А как же отравленный бензином катализатор? А повышенный расход при прогреве?
Когда будет время, обязательно проверю по порядку все варианты и по возможности выложу фотоотчеты. Кто знает, может справиться с загадочным ТГМ все же возможно ;-)

3 комментария:

  1. У меня венто 92 гв,аам...по всем пунктам норма кроме форсунки,так как новую у нас не достать...просто менял с разборок,ну и спирт в бак не пробовал...давление бенза 1.5,заслонки в корпусе и ёж работают ибо сам все чинил,датчики рабочие....беда короче)))

    ОтветитьУдалить
  2. Пока, к сожалению, нет четкого ответа((

    ОтветитьУдалить
  3. https://www.drive2.ru/l/7670541/ вот решение проблемы

    ОтветитьУдалить